Женская гуманитарная гимназия

Мариинская гимназия

В пореформенный период в 19 веке в России быстро развивалась промышленность и техника, что требовало квалифицированных кадров и заставляло изменить существовавшую систему образования. В этом плане Череповец выступал наряду с крупнейшимми городами России. Современников поражало большое количество учащихся в уездном городе, что отразилось в отзывах и статьях о Череповце, опубликованных в различных газетах и журналах того времени. Так, например, некий петербургский журналист в журнале «Вестник Новгородского земства» отмечал, что «главная его (Череповца) особенность — это обилие учебных заведений, дающее ему завидное право именоваться русским Оксфордом, какое название, кроме Череповца, ни одному из небольших уездных городов обширной земли русской присвоено быть не может». Десятью годами ранее, а именно в 1896 г., К. Левин в журнале «Новое слово» писал: «Где-то приходилось мне встречать названия для г. Череповца «американский город»… в виду того, что отношение числа учащихся к общему числу населения города таково, которое будто бы встречается только в Америке…» Действительно, на семь тысяч человек, живших в то время в городе, существовало двенадцать учебных заведений, то есть каждый пятый житель уездного города учился в одном из этих учебных заведений. Но до 1861 г. город имел только одно уездное училище и одно приходское для девочек и мальчиков. А расцвет образовательных учреждений в Череповце начался в период общественной деятельности на посту городского головы И.А. Милютина. Именно он создал ту образовательную систему, которой город гордился и после его смерти. В Череповце существовало Александровское техническое училище (1869), Реальное училище (1873), Мужская учительская семинария, Милютинская сельхохозяйтсвенная школа (1888), Женское двухклассное училище (1865), которое преобразовали в прогимназию (1871), а затем в гимназию (1876) и Женское профессиональное училище.

«Развитие женского образование в городе было связано с общими изменениями в области женского образования, происходившими в России в пореформенное время, а также с осознанием самими горожанами необходимости дать девицам»насколько возможно правильное воспитание как будущих матерей, дать возможность девушкам продолжить своё образование, заняться преподавательской и иной деятельностью», — пишет в своей статье «Феномен Череповца» Документова Н.Т.

Однако путь к развитию женского образования в городе не был легким. Когда в начале своей деятельности И.А. Милютин предложил на первом заседании Думы к рассмотрению вопрос об увеличении средств на содержание единственного в то время приходского училища для девочек и просил»по пять копеек с души, члены Думы отказали: «Вот ещё, — кричали заправилы в Думе, — делать сбор для учения девок; для чего их нам учить, разве только для того, чтобы друговьям писали записки, да в хороводе обменивались с ребятами билетиками с конфеток со стишками; какой тут будет толк? Дело другое — учить ребят: те хоть в приказчики могут попасть, тогда вся семья будет сыта и как сыр в масле кататься. А девок учёных куда денешь?»

В тот же день собрал молодой голова у себя дома единомышленников из гласных, где договорился с каждым, чтобы убеждали своих друзей по Думе в пользе учения девочек и успокоили, наконец, «говорунов», — отмечает в исследовании Э.П. Риммер («Дело и река»). И.А. Милютин продолжает свою деятельность в области женского образования и преобразовывает женское отделение приходского училища в двухклассное училище, что послужило толчком к дальнейшему открытию женской гимназии, об истории которой будет сказано далее.

В 1867 г. В Череповце при участии купца С.П. Тарасова, пожертвовавшего двухэтажное здание, было открыто женское профессиональное училище. Оно было похоже на «домашнюю академию» (так же название дает Э.П. Риммер). Основное внимание уделялось урокам рукоделия, а позднее и портновского мастерства. Девушек учили вести хозяйство, готовить, ухаживать за садом. Но открытии этого училища Милютин произнёс речь: «Пускай даёт нам этот питомник: добрых, честных, толковых, разумно-трудолюбивых, бережливых, хороших пособниц своим матерям и своим сосемейникам, а потом, по совершеннолетии пусть дети эти будут хорошими хозяйками, женами и матерями и немудрствующими лукаво, истинными христианками, добрыми гражданками. Затем, конечный результат такого воспитания должен выразиться для них в улучшении довольства семьи, в благоустойстве ее хозяйства».

Череповецкое общество мечтало иметь в городе свою прогимназию, для чего активно разрабатывало планы новых построек и выделило средства для содержания учебного заведения. Городское общество, руководимое Милютиным, готовило все необходимое для его открытия: отвело в центре города место для постройки здания, составило смету расходов. Однако, разрешения пришлось ждать довольно долго, так как все это требовало подробного рассмотрения и утверждения. Только благодаря деятельности городского головы, который начал строительство здания на свои собственные средства, проблему удалось решить. Через полгода после этого решения городской голова доложил Думе об окончании строительства, а ещё через год, 15 апреля 1867 года, специальная комиссия утвердила здание и нашла его подходящим для учебного заведения. «Двухэтажное, просторное деревянное здание прогимназии окружал плодовый сад, в котором ученицы могли получить навыки огородничества и садоводства», — такое описание дает М. Гарифулина в своей статье «Старая гимназия» /газета«Сельская новь», 1992 г./

Именно в этом здании начала свою деятельность женская прогимназия в 1870/71 учебном году. В ее состав входили 3 основных класса и 4-й «приготовительный». В прогимназии обучалось 78 человек, а к 1872 г. Число учениц достигло 90.

Средства на содержание прогимназии ели от Череповецкой Городской Управы, а также Попечительского Совета, обучение в прогимназии было платное, прогимназия жила и на получаемые от розыгрыша лотерей или выручаемые с сада деньги, и на единовременные пособия городского головы И.А. Милютина.

С каждым годом число желающих обучаться в прогимназии росло, из-за чего приходилось многим отказывать. Ввиду этого Городская Дума и Попечительский Совет в течение 1875 г. Обсуждали вопрос о необходимости преобразования прогимназии в гимназию.

В январе 1876 г. начальник губернии известил городского голову Череповца, что «указанные Думою средства содержания предполагаемой гимназии оказываются не вполне обеспеченными и без увеличения взносов от города и земства, существование гимназии делается невозможным» — отмечает в своей статье Н.И. Ахунин, преподаватель женской гимназии. /Исторический очерк, 1896 г./

Но несмотря на отказ, Городская Дума решила вновь ходатайствовать о преобразовании прогимназии в гимназию на средства города и вносить необходимые суммы до тех пор, пока не будет поддержки от земства или Министерства Народного Просвещения. 22 апреля 1876 г. Дума получила согласие от Попечителя округа на вышеупомянутое преобразование с условием денежного обеспечения гимназии Городской Думой. Таким образом, с 1876 г. Женское учебное заведение получает статус гимназии. В этом же году Городская Дума решила обратиться с просьбой к императрице Марии Федоровне принять учебное заведение под свое покровительство и о присвоении гимназии наименования«Мариинская». 19 августа 1877 г. Городская Дума направила ходатайство по этому поводу к императору Александру II, и 28 августа прошение было удовлетворено.

В последующие годы открываются новые классы, включая седьмой, который принял гимназисток в сентябре 1877 г. В 7 классе обучалось 6 учениц из 156 гимназисток.

С каждым годом число учениц росло, и это обстоятельство заставило власти задуматься о расширении помещения. Проблема была решена благодаря личному вмешательству городского головы И.А. Милютина, который на свои средства построил первый каменный этаж нового здания и подарил его Думе. Затем достроили и второй этаж.

В 1878 г. гимназия состояла уже из семи основных классов и «приготовительного». Причём классы смогли свободно разместиться в новом здании.

В 1891 г. в гимназии был открыт специальный педагогический 8-й класс с целью дать ученицам «вполне законченное образование (как отмечалось в Уставе гимназии) и подготовки народных учителей». Череповец в то время был почти единственным центром женского образования в Новгородской губернии. Нигде, кроме Новгорода, в ближайших к Череповцу уездных городах не было учреждений подобного плана, поэтому череповецкая гимназия давала возможность учиться и иногородним девушкам из Белозерска, Весьегорска, Кириллова, Пошехонья, Тихвина, Петрозаводска, Устюжны.

Городской голова оказывает постоянную помощь гимназии.

«И.А. Милютин то жертвует здание, то ходатайствует за гимназию, то обеспечивает деньгами», — вспоминает преподавательница Н.И. Друэн. Председатель педагогического совета Б.И. Сциборский дает бесплатные уроки педагогики 2 раза в неделю для учениц 7 класса, чтобы подготовить их к 8-му. Большой интерес к новой 8-классной гимназии проявляет вся городская общественность и сами ученицы гимназии, о чём говорит большое количество учениц, доучившихся до 8-го класса. «Новая гимназия нуждалась в больших расходах на новое содержание. Средства гимназии, как и раньше, складывались из сумм, отчисляемых Министерством Народного Просвещения, из платы за обучение, субсидий Уездной Череповецкой Земской Управы, Новгородской Губернской Земской Управы и средств Попечительского Совета», — отмечает Н.И. Друэн.

Нужно отметить, что за свое существование гимназия имела 3-х начальниц: Нередицкую Олимпиаду Григорьевну, Галкину Устинию Михайловну и Востинскую Зинаиду Николаевну.

Ведущую роль в развитии, содержании работы Мариинской женской гимназии играл Попечительский Совет. Он состоял из выбираемых на 3 года представителей городского общества, членов, выбранных Новгородским губернским и Череповецким уездным земствами, и постоянных членов, а именно: начальницы гимназии и председателя Педагогического Совета. Попечительский Совет, помимо решения вопросов по хозяйственной части, сотрудничал с Педагогическим Советом, что помогало совмещать учебный процесс и материальное обеспечение гимназии. Так, например, Попечительский Совет живо откликнулся на предложение Педагогического Совета расширить библиотеку.

Начинается расширение здания гимназии: в 1877 г. Городская Дума во главе с И.А. Милютиным делает каменную пристройку, а в 1902 г. — боковые. Министерство Народного Просвещения выделяет на это 15 тысяч рублей.

Городская Дума при скромном бюджете систематически выделяла необходимые средства на развитие и собержание гимназии. Спустя 13 лет со дня переезда в новое здание, гимназия уже не вмещала всех желающих обучаться здесь. Во всех классах (кроме 8-ого) наполняемость составляла не менее 40 учениц, в 3-м — 53, в двух отделениях «приготовительного класса» — 63 ученицы.

В 1912 г. Попечительский Совет обратился в Министерство Народного Просвещения с ходатайством о строительстве нового здания. Но за неимением средств предполагаемое строительство было намечено не ранее 1916 г.

Недостаток средств на развитие гимназии создавал определенные трудности в работе учебного заведения: использование преподавателей из других учебных заведений, что влекло за собой наличие неудобного расписания для учениц.

Попечительский Совет в 1893 г. издал постановление о постоянном преподавательском составе Мариинской женской гимназии. А в 1895 г. произошло разделение преподавания истории и русского языка, что стало осуществляться не одним, а двумя педагогами. В 1902 г. были введены занятия танцами, уроки рисования. Причем расходы на эти предметы принял на себя Попечительский Совет.

В 1892—1902 гг. в Череповце была полная гимназия, которой не хватало лишь своего храма. Череповецкое общество помогло гимназии и в этом начинании. С основанием церкви и ее освещением 28 ноября 1904 г. у учениц гимназии появилась возможность принимать участие в богослужении, в чтении и в хоре на клиросах.

Контроль за учебным процессом гимназии осуществлял Педагогический Совет, который, начиная с 1894 г. состоял из преподавателей гимназии во главе с Председателем и начальницей гимназии.

В 1890 г. при составлении плана учебных занятий в 8-м классе по инициативе председателя Педагогического Совета Б.И. Сциборского обращается внимание на то, «чтоб насколько возможно, больше подготовить оканчивающих этот класс учениц к занятиям в школе». Для этой цели было увеличено число практических уроков ученицам в младших классах. На всех уроках присутствовали председатель Педегогического Совета, начальница гимназии, преподаватель-руководитель предмета, по которому давался урок, ученицы 8-го класса.

В 1894 г., 16 декабря, избрали комиссию, которая привела в порядок каталоги и всю библиотеку. В 1900 и 1909 гг. Педагогический Совет выбирает математическую и филологическую комиссии с целью повысить успеваемость среди учениц.

В 1902 г., 13 мая, Педагогический Совет вводит новые предметы в 8-м классе, такие как история и география. Он разделяет уроки немецкого и французского языка из-за сложившегося неудобства изучения двух языков одновременно. В 1907 г. в старших классах были введены уроки гигиены. По инициативе Педагогического Совета для учениц гимназии проводились лекции, литературные чтения. Так, например, преподаватель русского языка Кудрявая А.А. по воскресеньям читала лекции по иностранной литературе в течение 1904 и 1909 гг. А в 1908 г. некоторые преподаватели бесплатно проводили по вечерам уроки для бедных учениц.

Педагогический Совет особое внимание уделял заботе об ученицах, семьи которых испытывали материальные затруднения. «Твёрдо веря, в то, что весь успех учебно-воспитательного дела возможен лишь при совместной работе семьи и школы, Педагогический Совет горячо принимал к сердцу семейное положение учениц, поддерживая бедных и приходя на помощь нуждающимся», — пишет Н.И. Друэн в книге, выпущенной на 50-летие гимназии.

Начальница гимназии и преподавательский состав оказывали не только материальную, но и моральную помощь малоимущим ученицам. Вообще отношения между педагогами и ученицами были довольно сердечные, и, как отмечает Н.И. Друэн, «наблюдалось то самое тесное единение, основанное на началах взаимного доверия».

5 августа 1906 г. согласно распоряжению Министра Народного Просвещения при гимназии был сформирован первый Родительский Комитет. Его деятельность заключалась в посещении уроков преподавателей и присутствии на экзаменах, помощи малоимущим гимназисткам, выделении и сборе средств на экскурсии, дополнительные занятия со слабоуспевающими гимназистками. В 1911 г. Министром Народного Просвещения были сделаны новые указания для формирования Родительского Комитета, а именно: «Для действительности собрания требуется присутствие не менее 2/3 постоянно живущих в городе родителей». Но ввиду того, что указанного количества родителей, требующегося для законности собрания, привлечь к деятельности Родительского Комитета не удалось, с 1911 г. комитет не формировался.

Большое внимание уделял Педагогический Совет при содействии Родительского Комитета и Попечительского Совета эстетическому и физическому развитию учениц. Для этих целей стали вестись уроки музыки, танцев, затем был создан каток. С 1896 г. начали устраивать литературные вечера с утра, концерты, платные и бесплатные спектакли, роли в которых исполняли сами ученицы, а иногда, с разрешения директора Реального училища, мужские партии играли ученики этого учебного заведения. Подготовку к различного рода выступлениям ученица брали на себя: рисовали художественные программы, помогали начальнице в устройстве вечера, украшали зал. Описание зала дает в статье «Старая гимназия» М. Гарифулина: «Рояль, цветы в больших кадках, обилие венских стульев, красивые большие светильники, портреты на стенах».

Средства, выручаемые от подобных мероприятий, и в 1904 г. и в 1914 г. шли на поддержку раненых воинов в Первую Мировую войну и в Русско-Японскую войну, а также в помощь бедным или нуждающимся ученицам.

Череповецкая Мариинская женская гимназия располагала стипендиями, пожертвованными частными лицами на помощь наиболее бедным ученицам. Всего было 34 стипендии, и среди них самая большая имени П.В. Хрусталевой, бывшей преподавательница гимназии, а также стипендии имени И.А. Милютина и Ф.М. Достоевского.

В 1899 году праздновали 100-летний юбилей А.С. Пушкина. По этому поводу были устроены литературно-вокально-музыкальные вечера в помещении Соляного городка, где приняли участие учащиеся всех учебных заведений города, в том числе ученицы Мариинской гимназии. В 1913 г. подобный вечер был устроен в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

В 1910 г. общественные организации при гимназии одобрили образовательные ученические экскурсии «как средство, расширяющее умственный кругозор». Девушки посетили Петербург, Петергоф, Кронштадт, Москву, Кострому и Нижний Новгород.

С 1895 г. гимназия неоднократно принимала участие в художественно-промышленных уездных и губернских выставках. Осенью 1911 года на губернской выставке за представленные художественно исполненные работы по рукоделию и рисованию гимназия удостоилась получить большую серебряную медаль «За труды и усердие» и диплом II-ой степени. В 1882 году на Всероссийской Московской выставке гимназия получила диплом III-го разряда, что равносильно бронзовой медали, за выставленные образцы систематического курса рукоделия. В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке учебное заведение было удостоено диплома II разряда, соответствующего серебряной медали за хорошо исполненную в образцах программу рукоделия.

Гимназию посещали высокопоставленные лица государства. В 1870 году здесь побывал его Императорское Высочество князь Алексей Александрович, который остался доволен порядками гимназии. В 1903 году, 10 мая, учреждение посетил Министр Народного Просвещения.

Различна судьба выпускниц Мариинской гимназии, но глубокие всесторонние знания, полученные в этом учебном заведении, позволили многим из них продолжить образование в престижных государственных институтах. «Выпускницы гимназии активно стремились продолжить учебу в других учебных заведениях или начать свой трудовой путь, отстаивали право на полнокровную интересную жизнь, хотели применить свои знания на практике», — пишет М. Гарифулина в статье «Череповецкая женская гимназия». Многие окончившие гимназию стали продолжать образование в Высших Женских Курсах, в Императорском Педагогическом институте, в Женском Медицинском институте, некоторые учились за границей. Но всегда бывшие ученицы вспоминали о гимназии. Вот выдержки из писем: «Время, проведенное в гимназии, считаю самым хорошим, светлым, беззаботным временем» ,«Я скучаю по своей гимназии, я все еще называю ее своей», «Приближается осень, и я с грустью смотрю на всех учащихся. Они мне наглядно говорят, что я уже не гимназистка, что кончилось то хорошее время, когда жилось так легко!»

После революции 1917 года Череповецкая Мариинская женская гимназия прекратила свое существование. Ольга Владимировна Шеляпина в своей статье «Сохранить для потомков» пишет о судьбе здания гимназии: «После Октябрьского переворота 1917 года гимназия была закрыта! Но еще многие годы выпускницы ее трудились на ниве народного образования в нашем городе и оставили о себе добрую память: Н. Битова, Т. Васильева, Я. Волкова, В. Добротина, Н. Замараева, Н. Сташко, М. Торицына, О. Хамова и другие». Что же произошло дальше?

В здании бывшей гимназии вплоть до июня 1941 года находилась 1-я средняя школа. Из ее стен вышло немало замечательных людей. Назову лишь академика Николая Амосова, хирурга, ученого с мировым именем. Во время войны здание было переоборудовано в госпиталь. Некоторое время после войны оно принадлежало пединституту. А затем, когда было передано политехническому институту, произошло то, чего не должно было произойти. С благословения главного архитектора города рядом с ним, почти под одной крышей, был сооружен новый институтский корпус, пятиэтажка, безликая коробка, не гармонирующая со старинным зданием гимназии.

И всё же многие традиции Мариинской гимназии живы до сих пор: созданная в 1991 году Женская гуманитарная гимназия стала первой государственной гимназией для девочек во всей новой России.

Copyright © 2007 МОУ «Женская гуманитарная гимназия»
e-mail: mougymn@mail.ru
Адрес: 162610, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 40
Телефон: (8202) 22-64-95
Сайт управляется системой uCoz