Женская гуманитарная гимназия

Конкурс общеобразовательных учреждений,внедряющих инновационные образовательные программы.

Принята на заседании педагогического совета МОУ «Женская гуманитарная гимназия» (протокол №1 от 20.02.2007)
Утверждена приказом директора МОУ «Женская гуманитарная гимназия» от 22.02.2007 № 32

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЖЕНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ» Г.ЧЕРЕПОВЦА, ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Содержание
1. Введение.
2. Нормативно-правовая основа разработки Программы развития.
3. Информационная справка.
4. Проблема, на решение которой направлена Программа развития.
5. Проблемно-ориентированный анализ деятельности гимназии.
6. Миссия гимназии.
7. Модель выпускницы.
8. Концепция Программы развития.
9. О готовности гимназии к выполнению Программы развития.
10. Стратегический план развития гимназии.
11. Тактический план развития гимназии.
12. Оценка Программы развития.
13. Мониторинг Программы развития.
14. Формы сбора и предъявления информации о результатах реализации Программы развития.

Приложения:
1. Мониторинг социально-психологической службы.
2. Сведения о дополнительном образовании.
3. Схема управления гимназией.
4. Схема взаимодействия гимназии с учреждениями города и области.
5. Комплексная программа «Физическое воспитание и здоровье» в МОУ «Женская гуманитарная гимназия.
6. Перечень мер по созданию безопасной среды в гимназии в краткосрочной перспективе.
7. Программа «Модернизация информационно-коммуникационной среды гимназии»».
8. Смета расходования средств по реализации программы развития на 2007 год.

1. Введение.
Настоящий документ представляет собой реферативный вариант Программы развития женской гуманитарной гимназии города Череповца.
В 2007 году исполняется 150 лет женскому гимназическому образованию в России. Женская гуманитарная гимназия г.Череповца, отметившая в 2006 году свое пятнадцатилетие, является уникальным образовательным учреждением – она стала первой в новой России государственной женской гимназией, тем самым оказалась у истоков возрождения традиций женского гимназического образования в Российском государстве.
Ее появление связывалось и с возрождением традиций женского гимназического образования в Вологодской области, а именно традиций Мариинских женских гимназий, открытых в 1862 году в Вологде и в 1873 году, по инициативе И.А.Милютина, в Череповце.

2. Нормативно-правовая основа разработки Программы развития.
1.Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г.№ 1756-р).
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010гг. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803).
4.Документы регионального и муниципального уровней по Национальному проекту «Образование».

3. Информационная справка.
3.1. Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Женская гуманитарная гимназия».
Юридический и почтовый адрес общеобразовательного учреждения: 162610, Российская Федерация, Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, 40.
Телефон, факс, e-mail, адрес сайта общеобразовательного учреждения: тел.: (8202) 22-87-77, факс: (8202) 22-64-95, e-mail: mougymn@mail.ru.
3.2. Год учреждения гимназии – 1873, 1991 (новый период).
3.3. Учредитель образовательного учреждения – мэрия города Череповца.
3.4. Сведения об ученицах.
В гимназии обучаются только девочки. По состоянию на 01.01.2007 года в гимназии обучаются 464 ученицы. Общее количество классов-комплектов – 20. В каждой параллели – 2 класса. В первом-четвертом классах обучается 217 человек, в пятом-девятом – 211, в 11-х классах – 36 человек. В гимназии состоялось 10 выпусков. Социальный статус семей, дети из которых обучаются в гимназии, достаточно разнопланов: это и семьи рабочих, и государственных служащих, и предпринимателей, большое количество детей - из семей учителей и врачей города. Гимназия является школой городского набора, поэтому место жительства учениц не ограничено одним микрорайоном.
3.5. Сведения о кадровом составе.
Гимназия полностью укомплектована кадрами, в ней работает 60 педагогов-предметников, 17 воспитателей, 16 преподавателей музыкальной школы. Все учителя имеют высшее образование. 45 % – присвоена высшая квалификационная категория, 48 % – первая квалификационная категория, 5% – вторая. Четыре учителя имеют почетное звание «Отличник народного просвещения», семь награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», четыре учителя отмечены Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, три педагога неоднократно удостаивались присуждения городской премии имени И.А.Милютина, большинство учителей имеют Почетные грамоты и Благодарственные письма Департамента образования Вологодской области, Управления образования г.Череповца, мэра г.Череповца, Г.О.Дмитриева в 2006 году была названа «Лучшим учителем России» и получила денежную премию по условиям Национального проекта «Образование». В гимназии работает шесть кандидатов наук. Средний возраст учителей – 40 лет. В связи с тем, что гимназия работает в режиме полного дня, в ней создан институт классных дам, или воспитателей. Шестнадцать воспитателей имеют высшее образование. Десяти воспитателям присвоена высшая и первая квалификационные категории, пяти – вторая. Большинство классных дам награждены Почетными грамотами и Благодарственными письмами Управления образования г.Череповца. Средний возраст воспитателей – 43 года. В педагогический коллектив гимназии также входит 16 педагогов музыкальной школы, которая является составной частью структуры дополнительного образования. 75% из них имеют высшее образование, остальные – среднее специальное музыкальное образование. Высшая квалификационная категория присвоена 6 учителям, первая квалификационная категория – 4, остальные (преимущественно молодые специалисты) имеют вторую квалификационную категорию. Пять педагогов музыкальной школы награждены значком Министерства культуры «За отличную работу». Средний возраст педагогов музыкальной школы – 47 лет. Общий педагогический стаж работы составляет, включая воспитателей и преподавателей гимназической музыкальной школы: у 37 человек свыше 20 лет, у 22 человек – от 10 до 20 лет, у 24 – от 2 до 10 лет и у 3 человек – до 2-х лет. Большая часть педагогического коллектива работает с момента открытия гимназии. Квалификация всех педагогов соответствует профилю преподаваемых предметов.
3.6. Режим работы гимназии.
Начало учебного года – 1 сентября. Продолжительность учебного года для I ступени: 1 классы – до 25 мая, 2-4 классы – до 30 мая. Продолжительность учебного года для II ступени: 5-8 классы – до 30 мая, 9 классы – до 25 мая. Продолжительность учебного года для III ступени: 10 классы – до 30 мая, 11 классы – до 25 мая. Начало занятий – 08 час. 30 мин.
Продолжительность учебной недели:
I ступень – пятидневная; II и III ступени – шестидневная. В сентябре и мае для всех ступеней установлена пятидневная учебная неделя.
Продолжительность уроков:
1-4 классы – 35 минут (п.2.9.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 и ст.28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); 5-11 классы – 40 минут. Среднее количество уроков в неделю: 1 ступень: 1 класс – 4 урока; 2-4 классы – 5 уроков; 2 ступень: 5-9 классы – 5 – 6 уроков; 10-11 классы – 6 – 7 уроков. Наполняемость классов: 1-5 классы – 25 человек; 6-11 классы – 20 –22 человека. При изучении иностранных языков класс делится на три группы (при наполняемости классов 25 человек). Гимназия работает в режиме полного дня, в одну смену.
Режим каникул.
В соответствии с п.42 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001 г., продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Осенние каникулы – с 5 ноября по 13 ноября; зимние – с 28 декабря по 8 января; весенние – с 25 марта по 2 апреля; летние – с 1 июня по 31 августа. Дополнительные каникулы – с 20 февраля по 27 февраля – устанавливаются для учащихся 1 классов.
Экзамены.
При проведении итоговой аттестации гимназия руководствуется Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений РФ. Сроки итоговой аттестации устанавливаются Департаментом и Управлением образования.
3.7. Структура дополнительного образования.
В структуру дополнительного образования входят: музыкальная школа, студии – 3 (изобразительного искусства, театральная, танцевальная); кружки – 3 (шахматный, иностранных языков, «Живая и неживая природа»).
3.8.Краткие итоги учебно-воспитательного процесса (качество обучения).
По итогам за период с 2003 по 2006 год успеваемость учениц - 100%, успешность обучения стабильная на первых двух ступенях (5-9класс) с повышением при переходе на третью, завершающую, ступень (в 2005/2006 учебном году число учениц, закончивших гимназию на «4» и «5», – 72%.). Показатель успешности по результатам ЕГЭ неуклонно растет и оказывается заметно более высоким, чем среднестатистический региональный показатель. В 2004 году по результатам ЕГЭ из 51 выпускника по Российской Федерации, получивших максимальный балл – 100, были три выпускника из Вологодской области, среди них Ольга Ларичева – выпускница гимназии. 50% выпускниц поступают в вузы на обучение на бюджетной основе.
За время существования гимназии подготовлено 49 медалистов, их них 20 золотых и 29 серебряных.
Ежегодно в гимназии проводятся ученические научные конференции (за 11 лет ученицами подготовлено 350 докладов).
Участие в олимпиадах различных уровней (за последние три года):
Всероссийские – 7 участников, региональные – 31, муниципальных – 227, школьных – 1488.
Победители олимпиад различных уровней (за последние три года): Всероссийские – 3, региональные – 21, муниципальные – 69, школьные – 399.
В 2001 году сравнительный анализ текста Ирины Блохиной по результатам 6 Всероссийской филологической олимпиады был назван лучшим.
В 2002 году выпускное сочинение Екатерины Сабуровой было признано лучшим в области.
В 2003 году ученица 11 класса Мария Оганесьянц получила диплом третьей степени за лучший анализ текста на Всероссийской филологической олимпиаде.
В 2004 году ученица 9 класса гимназии Ольга Овчарская заняла третье место на 8 Всероссийской олимпиаде по литературе.
В 2006 году ученицы 11 класса Дарья Афанасьева и Арина Фот заняли третье место на 3 Всероссийской олимпиаде по праву.
В 2006 году ученица 11 класса Валентина Зайцева была награждена Грамотой за победу в номинации «За знание истории и культуры стран изучаемого языка» на Всероссийской олимпиаде по немецкому языку.
В 2006 году ученица 11 класса Елена Куриленко была награждена дипломом за победу в номинации «Анализ текста» на Всероссийской филологической олимпиаде.
Дарья Афанасьева и Арина Фот были удостоены награды Президента в рамках Национального проекта «Образование».
3.9. Состояние материально-технической базы
Здание МОУ «Женская гуманитарная гимназия» построено в 1961 году. В настоящее время ведётся поэтапный капитальный ремонт здания.
В гимназии имеются: актовый зал – 1 (число посадочных мест – 210), спортивный зал – 1 (с отдельной раздевалкой), зал ритмики – 1; библиотека (книжный фонд –13892 ед.; фонд учебников – 7491 экз.) – 1; медицинский кабинет – 1; столовая – 1; число посадочных мест – 213; гардероб – 1; компьютерный класс – 1 на 17 рабочих мест; учебный кабинет – 31, в том числе специализированных: естествознания – 1; физики – 1; живописи – 1; иностранного языка – 11; хореографии – 1; начальная школа – 8; кабинет социально-психологической службы – 1.

4. Проблема, на решение которой направлена Программа развития.
Программы развития как документа в гимназии до 2005/2006 учебного года не было, но школа всегда жила не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, всегда определялись желаемые результаты, вырабатывались задачи стратегические и ближайшие. Идея создания особой целостной образовательной модели гимназии возникла тогда, когда она была готова реализовать свой накопленный внутренний потенциал. Сама складывающаяся модель подсказывала, что должно стать ее основой. Такой основой стала коммуникативная компетентность. Проблема, на решение которой направлена Программа развития, – «Коммуникативная компетентность как основа женской гуманитарной гимназии». В целевом выражении проблема может быть сформулирована как «Формирование коммуникативной компетентности у учениц и педагогов женской гуманитарной гимназии». Над проблемой гимназия работает в течение всех лет, более последовательно и продуктивно в течение последних трех лет.
4.1. Обоснование значимости гуманитарного образования.
Слово «гуманитарный», как известно, происходит от латинского humanus - человеческий, т.е. то, что имеет отношение к человеку. По мнению известного российского ученого, историка, Ю.Н.Афанасьева, «гуманитарное знание призвано преодолеть одностороннее изучение человека только как природного, биологического существа, или только как носителя некоей социальной функции, или только как хранителя культурной информации. Изучение человека в каждой из названных проекций осуществляют не гуманитарные науки, а медицинские, экономические, культурологические. Гуманитарные же науки призваны "схватывать" человека в его целостности». Это становится особенно актуальным в условиях формирования нового типа общественного устройства – информационного общества. С процессом развития информационного общества связаны и интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Специалисты в области методологии образования обращают внимание на то, что необходимость в новой образовательной модели (парадигме) вызвана реализацией экогуманистического способа конструирования информационного общества, который основывается на устойчивом и безопасном развитии и приходит на смену технократическому (кризисному, затратному, с неустойчивым развитием). Современные тенденции развития цивилизации ставят нас перед необходимостью диалога в самых различных формах его проявления. При этом, по мнению Ю.В. Громыко, президента Московской академии культуры и развития образования, доктора психологических наук, академика РАЕН, «мы одновременно выходим за контур страны и вступаем в диалог с представителями других цивилизаций, где возникает очень жесткое требование их понимания». Отсюда, как считает ученый, основными профессиональными техниками станут антропологические, а именно гуманитарные. Возникающие новые типы антропологической занятости потребуют и новых компетенций. В этом смысле уже 20-й век – это век «смерти» ограниченных профессиональных языков. Основной линией практико-ориентированных исследований на сегодняшний день являются гуманитарные стратегии и практики, разработкой которых в частности занимается Институт гуманитарного партнерства «Путь». Исследователи отмечают, что одной из особенностей культуры и науки прошедшего века была гуманитарная  революция, в ходе которой сформировались новые гуманитарные практики, новые области знания и надстраивающаяся над ними гуманитарная методология, отличная как от естественно-научной, так и научно-технической методологии. С их точки зрения, в отличие от традиционного бытования гуманитарных наук, современные гуманитарные исследования и разработки являются отчетливо практико-оринтированными, вплетенными в государственные, корпоративные или коммунитарные научно-практические программы. Развитие гражданского общества и гуманитарной культуры будут осуществляться именно в формате коммунитарной перспективы. И в этом смысле символичным оказывается название международного симпозиума 1997 года «Человеческое измерение будущего миропорядка». Таким образом, разработка программа развития общеобразовательного учреждения должна осуществляться в параметрах новой образовательной модели гуманитарного образования.
4.2. Обоснование необходимости возрождения специализированного учебного заведения – гуманитарной гимназии.
В Концепции модернизации образования отмечается, что обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования можно лишь на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Новая образовательная модель гуманитарного образования может быть осуществлена только в специализированном учебном заведении – гуманитарной гимназии. М.В.Савин в своей диссертационной работе «Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX – начала XX в.в.» отмечает, что анализ развития гимназического образования позволяет заключить: гуманитарная направленность его содержания обеспечивала не только высокое его качество, но развивало творчество, духовность, культуру личности и практически все представители культуры и науки данной эпохи, те, которых принято называть "цветом русской интеллигенции" (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, А.М. Бутлеров, Ф.А. Васильев, В.В. Докучаев, К.Д. Кавелин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский М.М. Ковалевский, П.А. Кропоткин, А.И. Кракау, И.Н. Крамской, П.Л. Лавров, И.И. Левитан, А.М. Ляпунов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, Н.К. Михайловский, А.Ф. Можайский, М.Н. Мусоргский, В.Г. Перов, А.С. Попов, И.Е. Репин, Н. Римский-Корсаков, А.К. Саврасов, И.М. Сеченов, С.М. Соловьев, А.Г. Столетов, В.И. Суриков, К.А. Тен, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, П.Л. Чебышев, И.И. Шишкин, П.Н. Яблочков и многие другие), являлись воспитанниками именно классических гимназий того времени, что свидетельствует о приоритетной роли этой образовательной формы в развитии национальной системы просвещения и в целом российской культуры.
4.3. Обоснование актульности возрождения традиций российского женского образования.
Обучение изначально и на протяжении нескольких веков было раздельным, поскольку считалось, что оно в непосредственной направленности на человека должно помочь исполнить ему свое предназначение. Для мальчиков в 19 веке открывались кадетские корпуса, а для девочек – гуманитарные гимназии. Сегодня внимание к гендерному аспекту обучения оказывается повышенным. Возрастает роль женщины в государстве, она хочет и может быть успешной не только в семье, но и в обществе. Почему мы считаем возможным рассматривать в качестве основы женской гуманитарной гимназии коммуникативную компетентность? 4.4. Обоснование компетентностного подхода в образовании.
Содержание Концепции модернизации российского образования и Приоритетных направлений образовательной политики также сориентировано на новую модель гуманитарного образования. Так, говоря о роли образования в современном мире, авторы Концепции акцентируют внимание на том, что «образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности <…> Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». Также в Концепции особо отмечено, что «школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Специалисты в области реформирования образования всё больше говорят о том, что целью современного школьного образования должно стать не получение знаний, а формирование компетенций.
4.5. О содержании понятия коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция в системе общеевропейского образования относится к числу базовых, именно она позволяет ребенку самоактуализироваться в современном мире. Составляющими коммуникативной компетенции прежде всего являются языковая и речевая (овладение всеми видами речевой деятельности) компетенции. Для того чтобы успешно организовать свою речевую деятельность, носитель языка в первую очередь должен располагать арсеналом знаний о том, что есть язык и каков потенциал языковых средств в передаче рациональной, эмоционально-экспрессивной и эстетической информации. Не случайно Ноэм Хомский назвал языковую компетенцию «всеми знаниями о языке идеального носителя языка». На наш взгляд, именно уровень сформированности языковой компетенции во многом маркирует и общий уровень образованности учащегося. Понятие языковой компетенции определяется нами как совокупность знаний носителя языка об устройстве национальной языковой системы, о языковых единицах, их взаимодействии в процессе создания речевого произведения. Понятие языковой компетенции было введено Н.Хомским. Два года спустя после работы Н.Хомского Д.Хайс показал, что знание языка предполагает не только владение его грамматикой и словарем, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях могут или должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции. Д. Хаймс ввел понятие коммуникативной компетенции. Связывая формирование навыка свободного владения данным языком с процессом социализации ребенка, Д. Хаймс обращает внимание на актуальность изучения того, “какие сведения о речи, помимо правил грамматики и словаря, усваиваются ребенком в процессе его превращения в полноправного члена данного языкового общества”. Он пишет: “Внутри социальной матрицы, в рамках которой ребенок овладевает грам­матикой, он овладевает также системой ее использования в зави­симости от отношений между говорящими, места, целей высказы­вания, другими способами коммуникации и т. д. — всеми компо­нентами коммуникативных событий. Существуют также разви­тые системы последовательности использования языка в беседе, обращениях, стандартных обычаях и т. д. ”. Все это составляет “социолингвистическую (или, более широко, коммуникативную) компетенцию, позволяющую человеку быть не просто говорящим, а членом социально обусловленной системы общения”. Т.о, коммуникативная компетенция не сводится к языковой и речевой компетенциям, она аккумулирует языковую, речевую, предметные, правовую, социальную, культурологическую, информационную компетенции. Понятие коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности дифференцированы: последняя рассматривается как мера, как степень обладания компетенцией, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).  Коммуникация как общение может быть различной. Коммуникативная компетенция понимается нами как сформированная готовность к диалогу. Понятие диалога рассматривается в бахтинской парадигме мышления ("актуальный смысл принадлежит не одному (одинокому) смыслу, а только двум встретившимся и соприкоснувшимся смыслам»). Общение понимается нами очень широко. Мы считаем, что все явления, с которыми сталкивается ребенок в жизни (это могут быть люди, знание, окружающие его предметы), становятся возможными коммуникантами. Отсюда возникла идея расширения круга коммуникантов.
Рассмотрим, какова же исходная ситуация для разработки стратегического и тактического планов развития.

5.Проблемно-ориентированный анализ деятельности гимназии.
5.1Образовательная идеология.
Еще до открытия гимназии была определена образовательная идеология нового учебного заведения, были выработаны принципы:
1. Модель гимназического женского образования должна выстраиваться с учетом отечественных традиций классического женского гимназического образования и требований нового времени.
1. Модель должна быть динамичной, активно реагирующей на изменения в образовательной политике государства.
2. Модель управления гимназией должна выстраиваться как преемственная.
3. Ученица – не объект, а субъект обучения и воспитания.
4. Продуктивность учебно-воспитательного процесса определяется успешностью взаимодействия всех его участников.
5. Основа стабильности учебно-воспитательного процесса в гимназии – ее традиции.
6. Качественное образование – залог социальной успешности выпускницы.
7. Основа качественного образования – готовность к диалогу.
8. Диалог оказывается состоятельным в контексте культуры.
Для реализации принципов образовательной идеологии было необходимо решение ряда конкретных задач: определение миссии гимназии; создание модели выпускницы; кадровое обеспечение; обеспечение качественного доступного образования; создание условий для самоактуализации, саморазвития и самоопределения личности учениц, их разностороннего развития; включение учениц в систему непрерывного образования и развития; создание условий для профессионального роста педагогов; проектирование системы дополнительного образования, воспитательной работы с учетом интеграции общего и дополнительного образования; обеспечение преемственности в обучении и воспитании; внедрение механизмов управления гимназией на принципах преемственного подхода, включающего системный, личностно-ориентированный, деятельностный, технологический, программно-целевой, процессуальный, проблемно-ориентированный, научный, инновационный подходы, учитывающий приницпы теорий педагогического менеджмента, целостности образовательного процесса, непрерывности образования; рассмотрение в качестве приоритетного ценностно-ориентированного подхода; создание матричной структуры управления; создание условий для использования такой функции управления как мотивация (для учениц – мотивация социальной успешности); создание гуманитарной образовательной среды с перспективой вхождения в гуманитарное образовательное пространство; разработка здоровьесберегающих технологий; информационное обеспечение; информатизация учебно-воспитательного процесса; вхождение в инфраструктуру района; поиск своего места в социуме; расширение внешних контактов; включение во все формы диалога всех участников учебно-воспитательного процесса в контексте диалога культур; создание и укрепление традиций; формирование ресурсной базы и представление ее на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях; нормативно-правовое обеспечение; материально-техническое обеспечение; обеспечение безопасности участников образовательного процесса; финансовое обеспечение; обеспечение конкурентноспособности гимназии и выпускницы; создание системы управления-мониторинга. В течение пятнадцати лет гимназия пыталась решать поставленные задачи. На сегодняшний день гимназия достигла следующих результатов.
5.2.Кадровое обеспечение.
Большая часть персонала трудится в гимназии с момента ее открытия. Учителя, воспитатели, педагоги музыкальной, художественной школ, сотрудники заранее были соориентированы на то, что будут работать в инновационном учебном заведении. За пятнадцать лет работы коллектив гимназии приобрел необходимый опыт. В гимназии созданы условия для саморазвития педагогов, их профессионального роста – каждый реализует свое право участия в научно-методической и научно-исследовательской деятельности гимназии (освоение программ, апробация программ, разработка авторских программ (разработано 6 программ), работа над научно-исследовательской темой). Научно-методические работы пяти учителей занесены в городской и областной банки данных передового педагогического опыта. Г.И.Гущина стала лауреатом Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2001». В результате конкурсного отбора по линии Гете-Института три учителя получили право участвовать в работе семинаров по современным методикам обучения иностранному языку в Германии. Шесть учителей немецкого языка прошли курсы повышения квалификации Гете-Института. Е.В.Балабан стала лауреатом Российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения США. Профессионализм учителей иностранных языков предопределяет высокий уровень подготовки учениц и дает им возможность побеждать в конкурсных отборах по программам культурного обмена и проходить стажировки в школах США (9 учениц) и ФРГ (54). В 2000 году ученицы гимназии участвовали в мультимедийном шоу, организованным немецким культурным центром им.Гете и фирмой Сименс, были награждены ценными подарками и поездкой в международный лагерь в ФРГ. Гимназия предоставляет возможность совершенствования основных составляющих профессионально-педагогической компетентности учителя – предметной, дидактической, психолого-педагогической, методической, коммуникативной: консультативная помощь, семинары, круглые столы, конференции. Приоритетным направлением повышения квалификации педагогов оказывается знакомство с современными методами и технологиями преподавания учебных дисциплин. Технологичность учебного процесса обеспечивается использованием таких методов и технологий, как развивающее, проблемное обучение, коллективные способы обучения (КСО), технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, технология модульного и блочно-модульного обучения, лекционно-семинарско-зачётная система обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии и др. Особое место отводится диалоговым технологиям, обеспечивающим реализацию концепции гимназии. Можно говорить о профессиональном росте не только учителей старшего поколения – Г.О.Дмитриева (стаж работы – 30 лет) в 2006 году по итогам конкурса в рамках Национального проекта «Образование» была названа «Лучшим учителем России», – но и молодых, попадающих в атмосферу педагогического поиска, в ситуацию диалога со старшим поколением – так, например, Е.В.Кокуниной (стаж работы – 5 лет), защитившей кандидатскую диссертацию, подготовившей учениц к участию в олимпиадах и конференциях различного уровня (ученица Елены Владимировны вошла в число победителей Всероссийской олимпиады по литературе), была присвоена высшая квалификационная категория. Диалог между старшим и молодым поколением учителей обеспечивает преемственность в преподавании, что дает стабильные результаты обучения. Присутствие музыкантов, художников в педагогическом коллективе располагает к гармонизирующему диалогу. Сочетание научного (в педагогическим коллективе 6 кандидатов наук; одним из структурных подразделений гимназии является научно-методическая кафедра) и практического подходов в решении педагогических проблем обеспечивает непрерывность развития гимназии. По итогам анкетирования, основной мотивацией педагогической деятельности учителей является профессиональная заинтересованность.
5.3.Обеспечение доступности образования.
Гимназия является муниципальным общеобразовательным учреждением, обучение в котором осуществляется на бесплатной основе. Доступность качественного образования обеспечивается механизмом набора: девочки зачисляются в первый класс на основании заявления родителей, классы комплектуются в количестве не менее 25 человек. Дополнительный набор учениц в 10 класс проводится на основании тестирования. 98% учениц завершают основное общее образование в гимназии. Причиной выбытия учениц является смена места жительства. В гимназии ежегодно организуется работа подготовительных курсов, цель которых – помочь дошкольникам адаптироваться к новым условиям жизни, включить и детей, и родителей в особый коммуникативный режим гимназии.
5.4.Обеспечение качественного образования.
Качественное образование обеспечивается большим числом факторов: профессионализмом педагогов, качеством управления образовательным процессом, образовательной средой, модельными характеристиками выпускника, материально-техническим, информационным, финансовым обеспечением, факторами социального и культурного воздействия и т.д. Но прежде всего качественное образование обеспечивается содержанием образования. Содержание образования определяется Учебным планом и предметными программами. Учебный план МОУ «Женская гуманитарная гимназия» г. Череповца сохраняет в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Выделяются три основных ступени образования. На каждой ступени последовательно решаются цели и задачи общей концепции женской гуманитарной гимназии, работающей над проблемой формирования коммуникативной компетентности у учениц и педагогов. Преподавание на первой ступени образования (1 – 4) ведется по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, которая является программой развивающего обучения. Программа «Школа – 2100» предусматривает введение дополнительных предметов. Так, во 2 классе вводится такой учебный предмет как риторика, позволяющий более целенаправленно формировать коммуникативную компетенцию. Понятие коммуникативной компетенции расширяется и углубляется изучением иностранного языка, который преподается с первого класса. Включиться в диалог культур, расширить круг коммуникантов позволяют такие предметы как «Изобразительное искусство» и «Музыка». «Изобразительное искусство» ведется по авторской программе «Изобразитель­ное искусство и основы художественной культуры» (авторы С.Л.Андрусович, Г.Н.Перминова), утвержденной Экспертным советом ЦПК г. Череповца в 1996 г. Музыкальное образование учениц гимназии осуществляется не только через уроки, но и через занятия в гимназиче­ской музыкальной школе, студии. Ученицы оцениваются по результатам занятий на уроке, в хоре и му­зыкальной школе. Сохранению здоровья и соединению физического и эстетического воспитания способствуют предметы «Физическая куль­тура» и «Ритмическая гимнастика». Наполнение федерального компонента учебного плана на II ступени образования реали­зуется в соответствии с концепцией гуманитарной гимназии. На второй ступени образования оказывается усиленным блок филологических дисциплин. Кроме таких предметов, как «Литература» и «Русский язык», введен предмет «Культура речи». Место курса обусловлено высокой степенью сензитивности данного возрастного периода для формирования ортологической компетенции учениц. Преподавание осуществляется по авторской программе Е.В.Грудевой, кандидата фи­лологических наук, докторанта Санкт-Петербургского государственного университета, пре­подавателя ЧГУ. Программа утверждена Экспертным советом ЦПК в 1998 году. Курс литературы ведется по программам под редакцией А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, предназначенным для углубленного изучения предмета, а также по авторской программе (автор – учитель высшей категории Г.О.Дмитриева), утвержденной Экспертным Советом ЦПК в 1997 году. По программе углубленного изучения преподается иностранный язык (английский и немецкий). В гимназический компонент учебного плана входит второй иностранный язык. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса – основные принципы изучения предметов естественно-математического цикла. Математика ведется по авторской программе Г.И.Гущиной, учителя математики гимназии. Программа утверждена на Экспертном совете ЦПК в 1998 году. Приобщение к искусству осуществляется через уроки рисования и музыки. Продолжается реализация авторской программы (авторы С.Л.Андрусович и Г.Н.Перминова) в 5-8 клас­сах. Музыкальное образование учениц осуществляется через уроки, занятия в музыкальной школе, студии. Третья ступень образования является завершающей. На данной ступени блок филологических дисциплин еще более расширяется. Кроме предметов «Русский язык» и «Литература» вводятся такие, как «Анализ художественного текста», «Русская словесность», «Риторика». Курс литературы продолжает преподаваться по программам, выполненным под редакцией А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, по авторской программе Г.О.Дмитриевой (утверждена Экспертным Советом ЦПК в 2006 году), рекомендованным для углубленного изучения. Предмет «Анализ художественного текста» ведется по авторской программе А.В.Беловой (утверждена на Экспертном совете ЦПК в 2001 году). Предмет «Русская словесность» ведется по программе А.И.Горшкова, «Риторика» – по программе А.К.Михальской. Русский язык имеет статус предмета углубленного изучения и преподается по авторской программе «Русский язык для 10-11 классов» (О.Н.Тропина, М.В.Шишкарева, Е.М.Иванова). Программа утверждена на Эксперт­ном совете ЦПК в 2001 году. Изучение иностранного языка ведется по программе для школ с углубленным изуче­нием предмета. В 10-11 классах изучаются курсы «Страноведение» и «Зарубежная литера­тура» в объеме 30 часов в рамках учебного предмета (английский или немецкий язык). Также в 10-11 классах ученицам предоставляется возможность изучения дополнительного курса математики как предмета по выбору с целью дать ученицам представление о роли математики в современном мире, о способах применения математики как в технических, так и гуманитарных целях, а также углубить знания по данному предмету. Кроме того, на третьей ступени образования изучаются «Экономика» и «Право», позволяющие расширить предметную коммуникацию, создающие условия для более успешной социализации учениц. С этой же целью вводится курс «Информационные технологии». Региональный компонент в Учебном плане представлен изучением тем по истории, природе, экономике, культуре края. В рамках регионального же компонента ведется курс «Экономика». Региональный компонент также находит отражение во внеклассной воспитательной ра­боте через сотрудничество с музейным объединением, Вологодским областным музеем – за­поведником, областной филармонией; через проведение экскурсий, творческих встреч, орга­низацию выставок на базе гимназии. Гимназический компонент представлен блоком общефилологических дисциплин: русская словесность (10 класс), риторика (11 класс), анализ художественного текста (10-11 классы), культура речи (7 класс), иностранный язык (основной, второй) (1-11 классы) – сформирован в полном соответствии с концеп­цией гимназии, предполагающей развитие коммуникативной компетенции учениц. В качестве предметов по выбору ученицам предлагаются: «Основы права», «Психология», «Математика», второй иностранный язык. Качество содержания образования обеспечивается сформированным блоком филологических, гуманитарных дисциплин, интеграцией гуманитарных дисциплин с дисциплинами других циклов, вариативностью программ, использованием программ углубленного, развивающего обучения, авторских программ, написанных специально для женской гуманитарной гимназии г.Череповца, последовательной реализацией концепции гимназии на всех ступенях образования: начальная школа – первая ступень образования – первый этап осознания ученицей себя как субъекта обучения; основная школа – вторая ступень образования – этап приобретения ученицей опыта самопознания, самоореализации, самоидентификациии на разных уровнях социума, создание условий для осознанного выбора каждой ученицей своей образовательной траектории; полная школа – третья ступень образования – расширение коммуникативного пространства и повышение уровня коммуникативной компетентности ученицы. Гимназия не переходит на профильное обучение, поскольку является профильным образовательным учреждением по назначению.
5.5.Саморазвитие, самоактуализация и самоопределение личности.
Целью образовательной политики гимназии является максимальное развитие потенциала каждой личности, находящейся в центре всех образовательных процессов. Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Формирование интеллектуального потенциала личности, становление и развитие высших потребностей личности, ее гражданского и духовного самосознания.
2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
3. Формирование креативного мышления, необходимого в различных сферах научной и практической деятельности.
4. Формирование коммуникативной компетенции учениц как основы для осуществления всех видов речевой деятельности, реализации в различных формах и сферах общения, свободной ориентации в современном информационном пространстве, профессионального самоопределния.
5. Выработка у учениц социальных адаптивных механизмов.
6. Включение гимназии в общую структуру современной гендерной политики.
5.6. Научно-методическое обеспечение.
Для достижения качественного образования необходимо качественное научно-методическое сопровождение. В гимназии создана научно-методическая служба, куда входят заместители директора по учебно-воспитательной и научной работе, кафедры русского языка и литературы, методические объединения. У каждого структурного подразделения свои цели и задачи, но они координируются в ходе конструктивного диалога. Равноправным участником данного диалога является учитель. Все представители методической службы в качестве предмета своей деятельности рассматривают три основных составляющих образовательного процесса: содержание образования, организация образовательного процесса, его технологичность. Выработались общие критерии оценки составляющих: качество, концептуальность, результативность, уровень сформированности коммуникативной компетентности. И управленческие структуры, и учитель могут предложить как свои образовательные продукты, так и выработанные в ходе совместной деятельности: нормативные материалы, консультации, лекции, семинары, совещания, советы, программы, статьи, технологии, Круглые столы, уроки, мастер-классы и др. Все участники научно-методического диалога могут попробовать себя в любых процессуальных акциях: обоснование, целеполагание, планирование, прогнозирование, разработка, создание, подготовка, организация, проведение, презентациия, коррекция, введение, внедрение, оценка, диагностирование, анализ, обсуждение, обобщение, систематизация, утверждение, рекомендация, посещение, отслеживание, контроль, консультирование, участие, сотрудничество, поиск, координация.
5.7. Научно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская деятельность формирует особый тип сознания – научное сознание и, следовательно, является принципиально важной для развития коммуникативной компетенции. Научно-исследовательская деятельность осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательская деятельность учениц и научно-исследовательская деятельность учителей. Научно-исследовательская деятельность учениц включает в себя участие в олимпиадах разного уровня, очных и заочных научных конференциях, эвристических играх, конкурсах. Кроме того, члены Ученического научного общества в течение учебного года работают над докладами, которые они представляют на ежегодных научных конференциях (гимназической, межгимназической, городских, университетской, областных). Ученическое научное общество создано с целью активизации интереса к научному знанию у учениц гимназии, развития их интеллектуальной инициативы, творческих способностей, самостоятельности мышления. Научно-исследовательская деятельность учителей включает в себя работу над авторскими программами, отслеживание авторских программ, работу над индивидуальной исследовательской темой, руководство научными докладами, выпускными рефератами учениц, участие в учительской научной конференции. Общим координационным центром научно-исследовательской работы в гимназии являются НМС (Научно-методический совет) и кафедры. Кафедра – структурное подразделение гимназии, занимающееся научно-методическим обеспечением образовательного процесса. Кафедра объединяет педагогов, осуществляющих научно-методическую, исследовательскую и экспериментальную деятельность. Концепция гимназии является креативно-деятельностной, поэтому большое внимание в гимназии уделяется развитию творческих способностей, креативного мышления учениц как в ходе учебной, так и во внеурочной деятельности (творческие секции ученических научных конференций, издаваемые периодически сборники стихов, конкурсы чтецов, издание журнала «Верлибр» и др.). Также в гимназии уже выработалась установка на успешность совместной деятельности: учебной, исследовательской, креативной.
5.8. Дополнительное образование.
Особое место в решении концептуальных проблем образования и воспитания учениц в гимназии отводится системе дополнительного образования, интегрирующего с общим во всех своих основных составляющих: содержание, организация, технологичность. В структуру дополнительного образования входят музыкальная школа, студии изобразительного искусства, театральная, танцевальная. Сведения о дополнительном образовании см. в Приложении №2.
5.9. Воспитательная работа.
Воспитательная деятельность гимназии рассматривается как целенаправленная и педагогически управляемая деятельность по актуализации и мотивации потребностей учениц к саморазвитию, как совместная деятельность педагогов и родителей по созданию благоприятной среды для максимального развития, индивидуализации и гражданского становления личности. Цель воспитания – развитие высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. Общая концепция воспитательной работы основывается на коммуникативно-деятельностном подходе, что предполагает выделение в концептуальной сфере воспитательной работы следующих зон:
- гимназические традиции;
- межличностные отношения;
- реализация личностного потенциала;
- эстетическое развитие;
- физическая культура и здоровье.
В основе воспитательной деятельности лежат слова, записанные в Уставе женской Мариинской гимназии: «Воспитывать не только ум, но и душу маленького человека». Гимназия стремится сохранить и продолжить лучшие традиции одного из престижных заведений г. Череповца XIX века, уделяя особое внимание:
-формированию духовных и культурных ценностей;
-развитию у учениц высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
-формированию гуманитарного типа мышления;
-формированию духовного потенциала личности, направленного на творческое самовыражение и самореализацию;
-развитию научно-исследовательских навыков и творческих способностей учениц;
-утверждению здорового образа жизни.
Это определяет содержание и направление деятельности классной дамы как воспитателя ученического коллектива в целом и личности каждой ученицы в частности. Создание воспитывающей среды предполагает:
а) создание и развитие ученического коллектива как основной жизненной среды;
б) взаимодействие с семьей, педагогами;
в) сотрудничество с внегимназическими учебно-воспитательными учреждениями, учреждениями культуры;
г) стимулирование здорового образа жизни учениц;
д) совместную деятельность учениц и воспитателя, так как именно в ней возникают, реализуются и усваиваются отношения к окружающему миру, через организацию необходимых для развития учениц видов деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентированной, художественно-творческой, трудовой, физкультурно-оздоровительной;
е) организацию в процессе воспитания индивидуального пути развития каждой ученицы, основанного на принципах личностно-ориентированного подхода;
ж) защиту прав и свобод учениц в соответствии с Конвенцией по правам ребенка.
Организация работы по данным направлениям на каждой гимназической ступени организуется как через традиционные формы воспитательной работы, так и использование новых технологий: деловые игры, психологические тренинги и практикумы. С целью создания благоприятных условий для профессиональной деятельности воспитателей по реализации воспитательной программы в гимназии создан НМК воспитателей. Задачами НМК являются:
- оказание методической помощи всем организаторам воспитания в гимназии;
- реализация творческих способностей воспитателей и обобщения передового опыта;
- координация воспитательной работы в гимназии.
В гимназии проводится психологический мониторинг, позволяющий осуществить рефлексию воспитательной работы:
- комплексное исследование интеллекта (11 класс);
- профдиагностика (10-11класс);
- комплексное исследование эмоционально-личностной устойчивости, тревожности (9-11 класс);
- изучение отношения к гимназии, к учебному и воспитательному процессу в учебном заведении (8 класс);
- исследование способностей, профессиональных интересов и предпочтений гимназисток и др. ежегодные исследования.
5.10. Взимодействие, сотрудничество, место в социуме.
Гимназия активно взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, медицины, спорта, производственными предприятиями, общественными организациями, структурами власти. Гимназия включена в образовательно-информационное и культурное пространство города и области; основные, наиболее значимые и интересные события гимназической жизни всегда освещаются городскими и областными СМИ. Родители, являясь представителями многих из названных учреждений и структур, принимают самое активное участие в жизни гимназии. Схему взаимодействия гимназии с учреждениями города и области см. в Приложении № 4.
5.11. Социально-психологическая служба.
Большую роль в учебно-воспитательной работе гимназии играет социально-психологическая служба. Исследования службы обеспечивают реализацию идеи индивидуализации обучения и воспитания с учетом половых, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Основными задачами службы являются:
- создание технологии дифференцированного обучения и воспитания девочек с учетом психофизиологических и личностных особенностей;
- выработка соответствующих форм и методов работы;
- создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учетом гендерных аспектов формирования личности учащихся.
С момента основания гимназии, в течение пятнадцати лет, ведется большая исследовательская работа, направленная на изучение личностных особенностей обучающихся. Эмпирическим путем были выявлены характерные черты Я-концепции гимназисток. Психолог гимназии Т.Н. Михаленко защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические осоенности формирования Я-концепции старшеклассниц Женской гуманитарной гимназии». Также службой разработана комплексная программа «Физическое воспитание и здоровье» в МОУ «Женская гуманитарная гимназия» – см.. Приложение № 5.
5.12. Информационное обеспечение.
Гимназия является инновационным образовательным учреждением, требующим информированности по самым разным направлениям деятельности гимназии. На данный момент выделены направления деятельности гимназии, которые нуждаются в постоянном информационном обеспечении, составлен Навигатор.Также в гимназии создан ученический пресс-центр.
5.13.Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса.
В гимназии выработан перечень мер по созданию безопасной среды – см. Приложение №6.
5.14. Инновационные образовательные программы, используемые в гимназии.
Гимназия является инновационной площадкой муниципального уровня. Общая тема инновационной программы – «Реализация гуманитарного образования и воспитания в условиях женской гимназии». Основными направлениями развития гимназии в ближайшее время должны стать пректы «Физическое воспитание и здоровье в МОУ «Женская гуманитарная гимназия» и «Модернизация информационно-коммуникационной среды гимназии» – см. Приложение №5, 7.
5.15. Ресурсность.
Гимназия является ресурсным учебным заведением. На ее базе проходят семинары городского, регионального, федерального уровня, проводятся педагогическая практика студентов, открытые уроки учителей, открытые аттестации учителей; педагоги участвуют в выставках профессиональных достижений, обобщается опыт учителей.
5.16.Управление гимназий.
Главная цель управленческой деятельности – создание творческого коллектива единомышленников. Основными функциями управления в гимназии являются функции постановки цели, планирования, организации, контроля, мотивации, стимулирования. Характер управленческих взаимоотношений в гимназии определяется принципом толерантности. В организации управления гимназией определены три области: область межличностных отношений, информационная область, область принятия решений. Основными принципами принятия решений становятся:
- ответственность всех субъектов управленческой деятельности за результаты и качество работы;
- принцип стратегических инициатив;
- принцип делегирования полномочий;
- принцип консенсуса в принятии коллективных стратегических решений;
- принцип личностного ориентирования и максимальной персонализации каждого участника образовательного процесса;
- принцип совместной развивающей деятельности учениц и педагогов;
- принцип гуманного выбора технологий обучения и воспитания.
Управление гимназией осуществляется на основе разделения функций по компетентности. Для оперативного руководства создан административный совет, для научного обеспечения - научно-методический совет и кафедры, для решения внутригимназических проблем, вопросов содержания образования и воспитания – педагогический совет, попечительский совет. Высшим органом самоуправления является общее собрание трудового коллектива. Схему управления гимназией см. в Приложении №3.
5.17. Мониторинг учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг учебно-воспитательного процесса осуществляется научно-методической службой гимназии.

6. Миссия гимназии.
Миссия заключается в создании условий для самоактуализации, саморазвития и самоопределения личности девочки в условиях современной школы.

7. Модель выпускницы.
Концепция гимназии также определяется модельными характеристиками выпускницы.
Акцент всей работы гимназии сделан на создание условий для развития Я-концепции учениц, формирование самоактуализирующейся личности, обеспечение возможностей для самостоятельного поиска, для реализации творческого потенциала. Выпускница гимназии должна быть социально грамотной и социально мобильной личностью, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Она должна обладать высокими интеллектуальными и коммуникативными качествами, хорошим уровнем рефлексии, адекватной самооценкой.

8.Концепция Программы развития.
Как известно, ведущим фактором экономического и социального прогресса гражданского общества является уровень его духовного развития. Современному образованию требуются школы, которые призваны обеспечить качественно новый уровень образования на основе гуманизации и гуманитаризации. Появление женской гуманитарной гимназии – один из шагов в достижении этой перспективной цели. Женская гуманитарная гимназия, продолжая традиции российской гимназии классического типа, способна создать компенсационный механизм выявления основных социальных функций образования, а именно обеспечить развитие и реализацию способностей учениц, приобщить их к гуманитарной культуре, помочь профессиональному самоопределению, т.е. удовлетворить уникальные потребности личности. В качестве концептуальной идеи, организующей Программу развития гимназии, предлагается идея, предполагающая, что основным условием самоактуализации, саморазвития и самоопределения личности является коммуникативная компетентность, понимаемая нами широко, как было сказано выше, как готовность к диалогу с любым возможным коммуникантом (школьным предметом, интернетом, человеком, культурой и т.п.). Коммуникативная компетентность становится условием и социальной успешности выпускницы. Коммуникативная компетенция является основой образовательной модели гимназии. В системе внутригимназических концепций (концепция учебно-методической работы, концепция научно-исследовательской работы, концепция воспитательной работы и т.д.) рассматривается как концептуальное ядро, как актуальный интегрирующий компонент, который является условием успешной коммуникации в каждой отдельной области знания, между различными предметными культурами. Интеграцию учебных дисциплин должен обеспечить безусловный переход на диалоговые основания (основания были найдены в результате знакомства с коммуникативными технологиями преподавания, а именно диалоговыми технологиями, разработанными В.С.Библером и его последователями (Школа диалога культур), В.И.Тюпой, В.Г.Маранцманом, с материалами Российской коммуникативной ассоциации, с «Педагогической риторикой» А.К.Михальской; также использовались и параметры, найденные в процессе работы над заявленной проблемой) преподавания предметов. Они следующие: осознание коммуникации как генеративного процесса; осуществление коммуникации с предметом, учениками, учителем, источниками, возможным кругом коммуникантов на диалогических основаниях; отношение к предметному знанию как посреднику в коммуникации, к языку как «орудию» коммуникации; обнаружение роли учебного предмета в коммуникации, осознание особых коммуникативных возможностей русского языка и литературы в плане воздействия на читателя и в плане демонстрации различных коммуникативных процессов; рассмотрение текста как счастливо найденного «собеседника», находящегося в центре коммуникативного пространства урока; рассмотрение всех явлений на диалоговой основе; осознание роли источника знаний, обнаружение диалоговых отношений между источниками; осознанный выбор стратегии понимания текста; использование интерпретационных, рефлексивных заданий; использование сопоставлений; осознание значимости результата творческой деятельности ученицы и учителя; установка на работу с восприятием, развитие разных сторон читательского восприятия; реализация основных установок – установок на понимание, знание, опыт; реализация основной модальности обучения – формирование мнения; создание условий для включения в «диалог согласия», осознание своего места в диалоге, «диалоге согласия», осознание формул «я – я другой», «я – адресат»; отношение к пространству урока как коммуникативному; рассмотрение урока как смыслопорождающего диалога; организация общения на уроке по диалоговым параметрам, осознание учителем своей роли в диалоге, «диалоге согласия» - учитель коммуникативный партнер; организация учебного процесса в условиях гармонизирующего диалога между всеми его участниками. В основе программы формирования коммуникативной компетенции учителей и учениц гимназии лежит креативно-деятельностная концепция, которая предполагает осуществление совместной исследовательской и творческой деятельности. Важным оказывается освоение различных жанров творческой деятельности. Программа требует последовательного расширения круга возможных коммуникантов (в том числе за счет применения новых информационных технологий). Основные коммуниканты: учебные дисциплины, физическая культура, образовательное пространство, информационное пространство, социум, культура; ученицы, учителя, сотрудники гимназии, представители различных сфер культурно-образовательного пространства. Формы организации коммуникативной деятельности: уроки, клубы, центры, школы (музыкальная школа), студии, кружки, внеурочные мероприятия, конференции, олимпиады, стажировки. Основные условия успешной коммуникации: качество образования, качество образовательной среды, диалоговые технологии, круг коммуникантов, включенность в социум, включенность в диалог культур, формы организации коммуникативной деятельности, безопасность, здоровье, материально-техническое оснащение учебного процесса. Таким образом, концепция организации образовательной модели гимназии такова: коммуникативная компетентность – показатель качества образования, условие гармоничного развития, социальной успешности личности. Предлагаемая инновация является системной – внедряется новая модель организации образовательного процесса в учебном заведении, но для реализации концепции не требуется проведения кардиальных изменений структуры гимназии по ступеням образования, Учебного план, корпуса учебных программ, принципов организации учебно-воспитательного процесса в гимназии, так как значительные системные изменения уже проведены.

9. О готовности гимназии к выполнению Программы развития.
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса гимназии показал, что для создания условий формирования коммуникативной компетентности педагогов и учениц сделано следующее:
- разработаны принципы образовательной идеологии гимназии;
- сложился высококвалифицированный, стабильный, работоспособный, конкурентноспособный, творческий коллектив педагогов и сотрудников, готовый решать задачи развития гимназии;
- обеспечивается доступность образования;
- определено содержание гуманитарного гимназического образования, принципы организации учебного процесса, условия выбора технологий обучения, что обеспечивает качество образования;
- создана методическая служба гимназии на координационно-диалоговой основе;
- реализуется креативно-деятельностная концепция гимназии: действует принцип совместного участия учениц и педагогов в учебной, исследовательской, креативной деятельности;
- в общую образовательную модель гимназии встроена модель дополнительного образования, интегрирующая с общим;
- подчинена концепции гимназии модель воспитательной работы;
- гимназия включена в социокультурное пространство города и области;
- последовательно расширяется круг коммуникантов: гимназия взаимодействует и сотрудничает с большим числом школ, вузов и т.д.;
- гимназия является мобильным учреждением;
- образовательная модель гимназии является динамичной, быстро реагирующей на изменения в образовательной политике государства;
- родители и общественность положительно относятся к деятельности гимназии;
- высоким является порог профессиональной мотивации взрослых и мотивации к учению и социальной успешности учениц;
- разработаны направления информационного обеспечения гимназии;
- реализуются программы, обеспечивающие здоровье и физическое развитие учениц;
- разработан перечень мер по обеспечению безопасности участников образовательного процесса;
- разработаны целевые инновационные программы;
- гимназия является ресурсным учебным заведением – она открыта для педагогического сообщества;
- гимназия является инновационной площадкой муниципального уровня. Общая тема инновационной программы – «Реализация гуманитарного образования и воспитания в условиях женской гимназии»;
- осуществлен переход на государственно – общественную систему управления гимназией;
- создана гуманитарная образовательная среда;
- построена информационно-диагностическая система управления качеством образовательной среды, объединяющая психологическую службу, службу здоровья, методическую службу гимназии, институт классных дам, педагогов дополнительного образования;
- создана материально-техническая база обучения;
- разработана нормативно-правовая база деятельности гимназии;
- оформилась концепция гимназии;
- разработаны основы образовательной модели гимназии;
- определено понятие «коммуникативной компетентности»;
- учебная, креативная, исследовательская деятельность в гимназии осуществляется с учетом задач формирования коммуникативной компетенции у учениц и педагогов;
- сформирован блок дисциплин, позволяющий сформировать коммуникативную компетентность;
- созданы авторские программы (6), реализующие концепцию гимназии;
- используются программы углубленного, развивающего обучения;
- ведется работа по интеграции учебных дисциплин, по отслеживанию преемственности в обучении;
- выделены основания диалоговых технологий;
- осуществляется переход на диалоговые технологии преподавания;
- проводятся семинары по риторике, культуре речи, дидактике для педагогов, турниры риторов для учениц, открытые уроки-диалоги;
- расширяется круг коммуникантов;
- создаются структуры для организации коммуникативной деятельности;
- продолжается процесс включения учениц и педагогов в контекст диалога культур;
- ведется экспериментальная деятельность, психологическое отслеживание, отслеживание мотивации педагогов и учениц; проведены необходимые психологические исследования, в том числе исследования Я-концепции учениц;
- коммуникативная компетентность используется как критерий оценки деятельности педагогов и учениц;
- намечены перспективы гендерной политики гимназии;
- гимназия включена в режим развития;
- определены конкурентные преимущества школы.
Конкурентоспособность гимназии обеспечивается и подтверждается следующим:
- она является единственной в Вологодской области женской гуманитарной гимназией;
- гимназия предъявляет социуму высокое качество обучения, подтвержденное результатами поступления выпускниц (100 %; МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО, МИСиС, Московский государственный лингвистический университет, Академия народного хозяйства им Г.В.Плеханова, Государственный институт управления, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, СПбГУ, Финансово-экономический институт, Балтийский университет туризма, Технологический университет, ИНЖЭКОН, Вологодский государственный педагогический университет, Череповецкий государственный университет и др.);
- в гимназии работает высокопрофессиональный и стабильный педагогический коллектив;
- в гимназии сформирована особая внутренняя образовательная среда, имеющая гуманитарный, ориентированный на приоритет человеческих ценностей, характер.
- гимназия включена в образовательно-информационное и культурное пространство города и области.
В 2000 году гимназия в рейтинге журнала «Карьера» «Лучшие школы России» (20 рейтинговых показателей) заняла 24 место из 44; в 1995 году стала победителем конкурса «Школа года».
Однако есть проблемы, которые еще не решены в полной мере, требуют дальнейшей разработки:
Так, еще не в полной мере решены следующие проблемы:
- финансовое обеспечение профессионального роста учителей;
- укрепление блока гуманитарных дисциплин;
- усиление интегративных связей между блоками дисциплин;
- усиление преемственности в преподавании на разных ступенях обучения;
- разработка направлений гендерной политики гимназии;
- укрепление материально-технической базы гимназии;
- информатизация гимназии;
- доработка образовательной модели гимназии;
- укрепление статуса структур дополнительного образования;
- оборудование территории гимназии;
- решение экологических проблем;
- расширение сотрудничества;
- создание структуры педагогического мониторинга;
- создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий;
- укрепление гимназии как ресурсного учебного заведения.

10. Стратегический план развития гимназии.
Цель программы развития гимназии – достижение уровня сформированности коммуникативной компетентности личности, позволяющего ей осуществить диалоговое общение с любым возможным коммуникантом, самоактуализироваться в современном социо-культурном пространств
Системные задачи:
1. Решить проблему финансирования программы повышения квалификации учителей.
2. Укрепить материально-техническую базу гимназии.
3. Усилить интеграционные связи блоков учебных дисциплин.
4. Обеспечить преемственность преподавания на первой, второй и третьей ступенях образования.
5. Укрепить статус структур дополнительного образования.
6. Завершить разработку программы научного обоснования образовательной модели гимназии.
7. Разработать механизм системного включения коммуникативной компетенции в модели учебной деятельности, дополнительного образования и внеурочной деятельности.
8. Создать специальные структуры – центры, организующие коммуникативную деятельность педагогов и учениц.
9. Разработать диалоговые технологии управления женской гуманитарной гимназией.
10. Разработать систему обучения диалоговым технологиям общения.
11. Разработать программу сотрудничества, расширяющую круг коммуникативных практик.
12. Разработать программу успешного вхождения в социум.
13. Включить гимназию в общую структуру современной гендерной политики.
14. Реализовать программу информатизации гимназии.
15. Реализовать программу, направленную на сохранение и укрепление здоровья педагогов и учениц.
16. Создать на базе гимназии научно-методический ресурсный центр.
17. Создать службу педагогического мониторинга.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы развития гимназии предоставит возможность максимально раскрыться личностному потенциалу учениц, состояться профессионально в современном полифункциональном социуме. Создаст необходимые условия для профессионального роста учителей. В городе и регионе появятся люди, готовые к успешному осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях. К конкретным ожидаемым результатам реализации программы развития гимназии можно отнести:
1) информатизацию гимназии;
2) открытие центров, организующих коммуникативную деятельность учениц и педагогов;
4) переход на диалоговые технологии управления и преподавания;
5) реализация программы сотрудничества;
6) открытие ресурсного центра.
7) оснащение спортивного зала и медицинского кабинета в соответствии с современными требованиями, оборудование территории школы.
Конечным результатом реализации Программы развития является достижение уровня сформированности коммуникативной компетентности личности, позволяющего ей осуществить диалоговое общение с любым возможным коммуникантом, самоактуализироваться в современном социо-культурном пространстве.

11.Тактический план развития гимназии.
Календарный план выполнения работ.
Тактический план предполагет выделение следующих этапов реализации Программы развития гимназии:
1. Этап ближайшей перспективы (2007 – 2008 уч.г.).
2. Этап среднесрочной перспективы (2008 – 2012гг.).
3. Этап долгосрочной перспективы. (2010 – 2012 гг.).
Все системные задачи являются сквозными.
Мероприятия, необходимые для поэтапного решения задач идеологического, кадрового, организационного, финансового, материально-технического, мотивационного, нормативно-правового, научно-методического, научно-исследовательского, информационного обеспечения Программы развития:
Этап ближайшей перспективы – организационно-критериальный (2007 – 2008 уч.г.):
Идеологическое обеспечение
Ознакомление с концептуальными положениями Программы развития педагогов, учениц, родителей, сотрудников гимназии.
Кадровое обеспечение
Организация на базе гимназии курсов по овладению коммуникационно-информационными технологиями; Участие в работе семинаров, курсов повышения квалификации по программам развивающего обучения, Коммуникативной дидактике; Участие в конкурсах, фестивалях, выставках педагогического мастерства.
Организационное обеспечение
Организация и проведение постоянно действующих семинаров и междисциплинарных круглых столов. Открытие лингвистического и правового центров.
Финансовое обеспечение
Разработка плана финансовой поддержки программы повышения квалификации учителей.
Материально-техническое обеспечение
Ремонт здания гимназии.
Оборудование территории гимназии.
Реализация Программы информатизации гимназии.
Мотивационное обеспечение
Разработка параметров мотивационного обеспечения Программы развития.
Нормативно-правовое обеспечение
Решение проблемы определения статуса структур дополнительного образования.
Научно-методическое обеспечение
Разработка программы эстетизации образовательной среды гимназии. Сертификация авторских программ. Введение в Учебный план гимназии курса МХК. Анализ учебных программ гимназии, выявление путей дальнейшей интеграции учебных предметов. Выявление условий реализации преемственного подхода в обучении в женской гуманитарной гимназии. Разработка системы мониторинга Программы развития.
Научно-исследовательское обеспечение
Определение параметров сформированности коммуникативной компетентности. Разработка диалоговых технологий обучения. Разработка механизма включенности коммуникативной компетенции в учебные предметы.
Экспериментальное обеспечение
Проведение эксперимента на обнаружение критериев коммуникативной компетентности.
Социально-психологическое обеспечение
Мониторинг психологической комфортности условий реализации Программы развития.
Ценностно-ориентационное обеспечение
Разработка критериев включенности коммуникативной компетенции в воспитательную деятельность.
Культурологическое обеспечение
Разработка и реализация программы сотрудничества. Проведение семинаров по культурологии.
Информационное обеспечение
Мониторинг Навигатора.
Управленческое обеспечение
Разработка диалоговых технологий управления гимназией.
Обеспечение безопасности
Мониторинг условий безопасности.
Обеспечение сохранности здоровья
Реализация комплексной программы «Физическое воспитание и здоровье в женской гуманитарной гимназии».
Мониторинговое обеспечение
Мониторинг Программы развития.
Этап среднесрочной перспективы – этап разработки и внедрения (2008 – 2010гг.):
1. Ремонт здания гимназии.
2. Разработка диалоговых технологий обучения, воспитания, дополнительного образования.
3. Разработка и внедрение диалоговых технологий управления женской гуманитарной гимназией.
4. Разработка системы обучения диалоговым технологиям общения.
5. Организация и проведение постоянно действующих семинаров и междисциплинарных круглых столов.
6. Открытие информационного, креативного, гендерного центров.
1. Разработка и реализация программы сотрудничества.
2. Разработка Программы успешного вхождения в социум.
3. Реализация программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья педагогов и учениц.
4. Создание на базе гимназии научно-методического ресурсного центра.
5. Реализация программы эстетизации образовательной среды гимназии.
6. Отслеживание интегративных связей учебных дисциплин.
7. Отслеживание преемственности преподавания учебных предметов.
8. Работа службы педагогического мониторинга.
9. Мониторинг Программы развития.
10. Мониторинг Навигатора.
11. Мониторинг условий безопасности.
12. Мониторинг психологической комфортности условий реализации Программы развития.
13. Мониторинг нормативно-правовой обеспеченности.
Этап долгосрочной перспективы – этап саморазвития (2010 – 2012 гг.).
На данном этапе гимназия должна вступить в качественно новый этап своего развития – этап саморазвития, когда все системы и структуры образовательно-воспитательного процесса работают в базовом заданном режиме и требуют лишь проведения диагностирования с целью определения дальнейшей перспективы развития гимназии.
15. Оценка Программы развития.
Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие.
В городе и регионе в целом существует социальный заказ – спрос на специалистов коммунитарных профессий; прогнозируется дальнейший рост спроса в связи с реализацией плана стратегического развития города, в рамках которого особое внимание уделяется резкому расширению и опережающему росту сферы услуг, в том числе консалтинговых, в области рекламы, туризма, в сфере сервиса. Реализующиеся проекты диверсификации бизнеса крупнейших промышленных предприятий (прежде всего, ОАО «Северсталь»), усиленное внимание городских властей к опережающим темпам роста малого и среднего бизнеса (в том числе, через программы, реализующиеся Агентством городского развития), развитие конкуренции в сфере информационных и коммуникативных услуг, а также последовательное смещение внимания менеджмента крупных предприятий металлургии и химии на методы неценовой конкуренции позволяют говорить об устойчивых перспективах специалистов гуманитарного профиля на рынках труда области. Специалисты в области социологии связывают настоящее и будущее России и всего мира с особым характером социума как гуманитарно-коммунитарного. Отсюда коммуникативная компетенция становится обязательным условием социальной успешности личночти.
17. Мониторинг Программы развития.
Для мониторинга Программы развития на этапе ближайшей перспективы будет создана служба педагогического мониторинга, которая будет осуществлять отслеживание идеологического, кадрового, материально- технического и др. обеспечения Программы. На всех последующих этапах служба продолжит свою работу. Будут определены параметры уровня сформированности компетентности педагогов и учениц для оценки эффективности реализации Программы развития. Окончание каждого этапа программы развития будет сопровождаться анализом результатов, начало следующего корректировкой. 18. Формы сбора и предъявления информации о результатах реализации Программы развития. Вся информация по Программе развития будет открыта для широкого адресата путем размещения на сайте гимназии, в школьном периодическом издании («Бегущая строка»), в материалах СМИ, а также посредством ознакомления учащихся и родителей на классных и общегимназических собраниях.

Ответственные редакторы за страничку новости: Петрова Дарья, Семенова Марья 10.

Copyright © 2007 МОУ «Женская гуманитарная гимназия»
e-mail: mougymn@mail.ru
Адрес: 162610, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 40
Телефон: (8202) 22-64-95
Сайт управляется системой uCoz